Как и зачем оценивать локацию под фитнес-клуб.

10 Фев 2019

location.jpg


Так зачем ее оценивать?


Грамотная оценка локации под фитнес-клуб определяет целесообразность, прибыльность и эффективность всего проекта. Это простые истины, которыми некоторые предприниматели тем не менее предпочитают пренебречь.

Профессионалам фитнес-бизнеса известны случаи, когда хорошие по своему оснащению, дизайну, командной составляющей клубы закрывались, не окупив вложения инвесторов. Частая причина - отказ от проведения предварительной оценки локации или игнорирование ее результатов.

Даже очень современный клуб с расширенным спектром услуг не принесет выгоду, если в него просто-напросто некому ходить. Вложения в дорогостоящие технологии и оборудование не окупятся, если локальным рынком клуба премиум-класса являются районы с доходами населения ниже среднего.

Определение ценового сегмента и количества потенциальных клиентов клуба – это и есть основная цель анализа местоположения объекта под фитнес.



Не только внутренние, но и внешние факторы.


На результат оценки объекта, планируемого под фитнес-клуб, влияют два вида факторов: внутренние и внешние.

С внутренними факторами все понятно – оценке подлежит непосредственно сам объект, его площадь, инженерные мощности, высота потолков в помещениях, наличие бассейна или возможность его строительства, количество парковочных мест и т.п.

Площадь клуба определяет один из важнейших показателей его деятельности – пропускную способность.

Остальные же факторы говорят больше о количестве и качестве услуг, которые клуб сможет предложить своим клиентам, и об уровне комфорта посетителей в фитнес-пространстве, что в конечном счете тоже косвенно влияет на долю рынка, которую сможет занять клуб.

Анализ внешних факторов, которые характеризуют местоположение клуба, т.е. его локацию, сложнее и интереснее.


Шаговая доступность, конкурентная среда и другие факторы, влияющие на оценку локации.


Экспертная оценка местоположения объекта под фитнес-клуб складывается из анализа следующих факторов:

Доступность объекта. Шаговая и транспортная. Показывает, за сколько минут клиенты смогут добраться до клуба пешком, на автомобиле или общественном транспорте. Данный показатель иногда используется для обозначения границ потенциального локального рынка клуба.

1. Трафик в зоне локации объекта, т.е. интенсивность потока пешеходов и транспорта вокруг оцениваемой площадки.

2. Конкуренты поблизости. Здесь важен не только факт наличия/отсутствия рядом с объектом клубов-конкурентов, но и их «начинка»: какой бренд представляют, какую площадь и клиентопоток имеют, какие конкретно услуги предлагают своим посетителям, их качество и стоимость.

3. Инфраструктура вокруг объекта. Наличие вблизи рассматриваемого помещения крупных инфраструктурных объектов, вид деятельности которых может положительно повлиять на посещаемость клуба (например, крупные торговые и бизнес-центры).

4. Объем населения в зоне доступности и его доходы. Важнейшие показатели при оценке локации объекта под фитнес-клуб. Именно они в итоге помогут спрогнозировать объем локального рынка и клиентской базы, а также формат клуба исходя из покупательской способности населения.

Данные для оценки указанных факторов, чаще всего, получают эмпирическим путем, т.е. с помощью осмотра объекта, произведения определенных замеров, наблюдения и опросов, а также в результате анализа документации и доступной для пользования информации.

Например, для анализа конкурентной среды часто используют метод «тайного покупателя», для определения трафика – простое наблюдение с подсчетом количества проходящих мимо людей.



Определяем объем локального рынка и потенциальной клиентской базы клуба.


Объем локального рынка клуба определяется исходя из количества жителей в районе доступности объекта (район, районы или весь город) и уровня их вовлеченности в фитнес, т.е. процента населения, которое пользуется или готово пользоваться платными фитнес-услугами.

В России уровень вовлеченности в фитнес варьируется от 3 до 8% в зависимости от региона. При открытии клуба данный показатель увеличивается в зоне доступности объекта и разнится между доходными сегментами населения: в высокодоходном сегменте процент вовлеченности в фитнес самый большой, в эконом-сегменте – самый маленький.

Для объективного прогноза стоит рассчитать объем локального рынка (уровень спроса) по каждому сегменту населения. Это позволит определить число потенциальных пользователей для клубов разного формата (премиум, эконом, бизнес).

Далее необходимо рассчитать объем «свободного» рынка, отделив клиентов, уже занятых клубами-конкурентами, от общего объема локального рынка для каждого сегмента и формата клуба.

Используя полученные цифры, можно судить о целесообразности открытия клуба того или иного формата и прогнозировать объем клиентской базы клуба с учетом пропускной способности объекта.



Быстрая оценка локации с инструментами Big Data.


В федеральной сети фитнес-клубов X-Fit при анализе локации наряду с экспертной оценкой начали активно использовать Big Data и машинное обучение.

Пользователи программного обеспечения в режиме он-лайн получают данные об объеме и плотности населения в зоне локации объекта, его транспортной доступности, трафике, конкурентах и инфраструктуре вокруг. А также информацию, необходимую для сегментирования рынка: средние доходы домохозяйств на территории, годы постройки домов, данные об активности в социальных сетях (чек-ины) и другое.

Инструментарий Big Data позволяет производить оценку локации под фитнес-клуб в считанные минуты и получать объективные результаты.

Если остались вопросы мы всегда на связи - пишите нам: fr@xfit.ru

Оцените материал: